3 просмотров

Танцующий митрополит, чернокожий Христос и как верят в Африке

Танцующий митрополит, чернокожий Христос и как верят в Африке

Я и раньше бывал в Африке. В Ливии, например. Но все же это север, а значит, ближе к Европе и к культуре Ближнего Востока. Тогда как Танзания — Африка самая настоящая.

Что меня поразило: люди тут живут бедно (согласно официальным данным, 70% населения — за чертой бедности), буквально в трущобах, но нигде на лицах я не увидел какой-то обреченности, уныния, отчаяния. Наоборот, все улыбаются. По утрам спокойно идут на работу, как могут, трудятся, дети учатся в школе.

Протоиерей Николай Данилевич. Фото: Facebook

Этим танзанийцы мне очень симпатичны. Они особо не переживают, что у них чего-то там не хватает в квартире, хотя в некоторых домах, больше напоминающих хижины, даже дверей нет — так, занавесочка болтается, и всё. Бóльшая часть танзанийцев живет на 1 доллар 25 центов в день. Мне рассказывали, что средняя зарплата по стране около 200 долларов в месяц (тогда как в соседней Кении, для сравнения, — 600-700 евро), но они совершенно спокойно относятся к своим проблемам. По крайней мере, так мне показалось. Может, еще и поэтому знаменитая поговорка на языке суахили «Hakuna Matata» — «жизнь без хлопот», очень соответствует тамошнему образу мышления.

Статья в тему:  Вопросы в английском языке. Типы вопросов в английском языке 5 вопросительных

Мне кажется, нам всем не хватает такого простого, беззаботного, «африканского» отношения к жизни. Да, проблемы есть у всех, но как часто мы склонны делать из мухи слона (опять же, слон — африканское животное) и слишком большой упор делаем на негативные стороны жизни. Я и прихожанам своим сказал, когда вернулся из Танзании: «Желаю вам “акуна-мататовского” отношения к жизни». Да, может, не все гладко, но радуйтесь каждому дню, всему, что вокруг вас!

Помню, еще когда был студентом и поехал в свою первую заграничную поездку, по возвращении на Родину сразу же ощутил традиционную нашу напряженность, которая буквально висит в воздухе. За границей такого не было.

И меня до сих пор поражает эта наша всеобщая мрачность. Безусловно, трудиться, зарабатывать надо, но необходимо и спокойнее относиться к жизни, «take it easy» — как говорят англичане.

В Африке бананы есть, папайя, маракуйя растет, на улице тепло — что еще надо? Помню, пришел в Танзании в гостиницу, открыл кран, горячей воды нет — только холодная и еле теплая. Внутренне сперва возмутился, а потом думаю: стоп, это же Африка! Зачем здесь горячая вода — пусть будет и такая, «летняя»…

Африка научила меня более спокойно относиться к жизни. Ответственно, но и не слишком серьезно.

Православие по-африкански: Церковные службы под стук барабанов с танцующими прихожанами

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Статья в тему:  Клей для теплоизоляции. Вспомогательные материалы Клей k flex 414 расход

Это удивительно, но в Африке насчитывается примерно 5–7 млн. темнокожих православных христиан, а пять лет назад в Уганде даже появилась община старообрядцев. Храмы в африканских странах имеют очень простой вид – это может быть даже старый сарайчик. Да и внутри – не так шикарно, как в европейских приделах. Полунищие государства Африки не могут себе позволить возводить богатые церкви. Власти не запрещают православие – уже хорошо.

Африканские церковные службы не совсем похожи на наши: они часто сопровождаются мерным постукиванием барабанов и специфическим народным пением, а после литургии прихожане обычно устраивают национальные танцы. Тем не менее, это тоже православие, просто не совсем привычное европейцу – с африканским колоритом. И, если поближе пообщаться с темнокожими батюшками и православными мирянами, оказывается, что они не менее преданы христианской вере, чем их европейские собратья.

Первыми из африканских стран, расположенных южнее Сахары, православие приняли Танзания, Уганда и Кения. Это произошло только в прошлом веке, однако православие здесь развивается стремительными темпами. «Подтягиваются» и другие страны – например, Замбия, Зимбабве, Конго.

Учитывая специфику африканских государств, а именно, бедность населения и проблемы с образованием, православное миссионерство здесь неотрывно связано с социальной благотворительностью. При храмах, как правило работают средние и воскресные школы. Например, православная школа в Ишамаре (Кения) настолько востребована, что многие дети ходят в нее из соседних деревень, каждый день преодолевая по несколько километров. А окрестные жители приносят в храм свои мобильные телефоны: подзарядить.

Статья в тему:  Панно с силуэтом. Резьба по дереву для начинающих.

Православные кенийцы

Несмотря на то, что Кения – небогатая страна, в которой не все в порядке с безопасностью (побороть уличную преступность пока не удается), многие ее граждане – очень открытые, бесхитростные и отзывчивые люди. Тяжелая жизнь учит их делиться с ближним последним куском хлеба, никому не завидовать, довольствоваться тем, что есть, и радоваться малому. Возможно, именно поэтому православие оказалось кенийцам так близко.

В 1952 году, когда в стране началось освободительное движение против колонизаторов, православные священники и прихожане приняли сторону повстанцев. Считая их дикарями-язычниками, власти арестовывали кенийских батюшек: так, отец Георгий, первый кенийский епископ-африканец, отсидел за решеткой около 10 лет, равно как и будущий президент страны Джомо Кениата, который очень симпатизировал православию.

В большинстве православных приходов Кении службы ведут на английском, который в стране довольно распространен, но кое-где используют и местный язык. В стране издают книги с текстами служб и молитвами на местных языках, но далеко не каждый храм может себе позволить такую роскошь. Поэтому чаще всего кенийские священники используют тексты, переписанные от руки.

Во время литургии женщины и мужчины молятся в разных частях храма (в России эта традиция соблюдается не так строго). Очень важное значение придается проповеди, поскольку решение о принятии той или иной веры африканцы принимают именно исходя из того, что слышат от священников. Хотя в некоторых кенийских храмах можно увидеть ряды лавочек, как в костелах, сидеть принято только во время проповедей и апостольских чтений.

Статья в тему:  Обереги на здоровье и долголетие. Изготовление амулета здоровья своими руками

На сегодняшний день в Кении около 700 000 православных граждан, более 200 священнослужителей и один епископ.

Православные эфиопы

Христианство пришло в эту страну даже раньше, чем в Россию. Эфиопская церковь относит себя к православной ветви, и на сегодняшний день православными считают себя более половины местных жителей.

Здесь, как и у нас, верующие соблюдают православные посты и отмечают традиционные церковные праздники, но вместе с тем практикуется обрезание (традиция, пришедшая много веков назад из иудаизма). Быть христианином в этой стране не зазорно. Многие молодые эфиопы носят на груди деревянные крестики, и заглянуть в храм, чтобы помолиться и поставить свечку, для них в порядке вещей.

Сами храмы в стране встречаются повсюду – даже в деревнях. Как и в других странах Африки, в Эфиопии церкви весьма аскетичны, если не сказать «бедны». Настоящие рукописные иконы встречаются не так часто – в основном это копии, распечатанные на принтере.

Как и у нас в стране, эфиопская литургия обычно служится два раза в день, а также бывают ночные службы. У православных эфиопов принято приходить в храм в длинных белых одеждах, а облачение батюшек обычно имеет голубой или красный цвет. Если прихожанин пожилой, то часто он приходит в храм с посохом. С одной стороны, это дань древней эфиопской традиции, а с другой – практика, помогающая отстоять долгую службу.

Статья в тему:  Планшет не включается 3q. Планшет не включается что делать

Местные верующие говорят, что православие – это то, что помогло эфиопам сохранить свою независимость (во всех смыслах) и выстоять перед напором европейских колонизаторов и иноверцев.

Православные хуту

Расположенная на востоке Африки Республика Бурунди (большая часть ее граждан – представители народа хуту) – одна из самых бедных и отсталых стран континента. Однако даже тут можно встретить православных священников.

Православие в Бурунди, как и во многие африканские государства, пришло от греков, которые очень активно проводили и проводят на континенте миссионерскую деятельность. Первые богослужения и церковные таинства в Бурунди стали совершаться около 60 лет назад. Правда, с 1970 по 2005 годы службы в стране не проводили, что было связано с отъездом из Бурунди общины православных греков.

Зато теперь религия возродилась и появились свои, африканские батюшки. Два храма, работающих в стране, относятся к Александрийской православной церкви.

Четыре года назад темнокожий епископ Бурунди и Руанды Иннокентий совершил массовое крещение местного населения – тогда православие приняли одновременно несколько сотен африканцев.

А как живется африканцам в России? Ответ на этот вопрос можно узнать, прочитав невыдуманные истории межрасовой любви.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

О положении христианского населения стран Африки

Материал подготовлен редакцией Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата.

За последние несколько лет эпицентр гонений на христиан переместился с Ближнего Востока в Африку. Наибольшую озабоченность вызывает ситуация в Нигерии. По уровню антихристианского насилия эта страна занимает первое место в мире.

Статья в тему:  Сонник ведро с водой полное нести. Пустое ведро по соннику. Ведро к чему снится

В 2020 году уровень гонений на христиан в Нигерии вырос на треть по сравнению с 2019 годом. На Нигерию пришелся 91% всех убийств христиан в мире (4333 смерти из 4761). Здесь проживают 150 млн человек и насчитывается около 350 этнических групп, говорящих на 250 языках. Около 50% населения — мусульмане, 40 % — христиане и 10% — представители местных верований. Главной угрозой для христиан является террористическая группировка «Боко Харам», которая атакует христиан с 2010 года. С 2015 года террористическая организация «Боко Харам» официально объединилась с «Исламским государством».

В 2012 году около 35 тысяч христиан бежали из Северной Нигерии. С 2011 по 2021 гг. экстремисты в Нигерии убили более 37 тысяч человек, абсолютное большинство из которых — христиане. Это почти 4 тысячи человек в год, более 300 человек в месяц и 10 человек ежедневно.

Террористы «Боко Харам» часто похищают христианских пасторов. В феврале 2021 года террористическая группа похитила нигерийского пастора Булуса Икуру и потребовала выкуп до истечения установленного срока. Была опубликована видеозапись, на которой пастору, облаченному в оранжевый балахон, приставляют к горлу нож. Выкуп за Икура был получен за несколько часов до казни, и в начале марта он был освобожден. 26 марта восемь христиан были похищены боевиками в Нигерии, после того как их микроавтобус был остановлен по пути из города Кадуна в Кафанчан. За них потребовали выкуп в размере 50 миллионов найр (около 125 000 долларов). Похищение гражданских лиц, особенно христиан, является основным источником дохода «Боко Харам». В марте члены этой группировки похитили еще одного пастора с целью получения выкупа.

Статья в тему:  Яромир – значение имени. Значение мужского имени яромир

Также нигерийские христиане неоднократно подвергались нападениям со стороны племен мусульманских кочевников фулани, или фульбе. На сегодня численность фулани составляет 35 млн человек, которые расселены в 15 странах Африки. В 2014-2019 гг. жертвами фулани стали не менее 7 тысяч человек. В марте 2021 года фулани изрубили мачете 36-летнего христианина Битруса Чоллома. У молодого мужчины остались жена и четверо детей. В том же месяце в штате Бенуэ был застрелен католический священник Фердинанд Фанен Нгугбан и шестеро прихожан.

Нередко христиане становятся объектами похищений с целью получения выкупа. В случае неуплаты их убивают. В конце февраля 2021 года на юге Нигерии в штате Дельта неизвестные похитили католического священника, ректора колледжа св. Георгия в Обиномбе отца Харрисона Эгвуену.

Христиане систематически становятся объектами атак в Нигере и соседнем государстве Мали. 18 марта 2021 года пастор Йоханн Гьянг Битрусиз из баптистской церкви Шиена в Нигере был похищен боевиками. За него потребовали выкуп, равный почти 158 000 долларам США. 21 марта 2021 года в ряде деревень в районе Техуа на северо-западе Нигера боевиками был убит 141 мирный житель. Вооруженные бандиты вечером врывались на мотоциклах в деревни и беспорядочно стреляли в людей. В этих странах действуют боевики из экстремистской террористической группировки «Исламское государство в Западной Африке», которая является структурой «Исламского государства» (ИГ, запрещена в РФ).

Статья в тему:  Что такое природные задатки. Задатки и способности, их характеристика

На Востоке Африки: в Сомали, Кении и соседних странах гонения на христиан осуществляет террористическая группировка «Аш-Шабааб». Основной тактикой террористов становятся облавы на междугородние автобусы, где они отделяют мусульман от христиан, после чего последних убивают. В Кении в начале 2021 года была совершена серия поджогов церквей.

В последнее время возросла активность террористических группировок в Демократической Республике Конго (ДРК), Центральноафриканской Республике, Камеруне и Мозамбике. Основную угрозу христианскому населению ДРК представляет экстремистская группировка «Объединенные демократические силы» (ОДС). Только в 2020 году ОДС были ответственны за 849 смертей среди гражданского населения, в основном христиан. В январе 2021 года боевики ОДС совершили ряд массовых убийств мирных граждан в преимущественно христианских селениях. В общей сложности были убиты около 100 человек. В марте 2021 года террористы совершили ряд нападений на население: жертвами стали десятки христиан. Несколько десятков человек погибли в результате нападения боевиков на город Палма на севере Мозамбика, где было много граждан Франции — сотрудников компании Total, проводившей работы по строительству крупнейшего на юге Африки комплекса по переработке и сжижению природного газа. Военные заявляли об успешной операции по освобождению города, которая заняла несколько дней.

В марте 2021 года вновь активизировались действия боевиков против христиан в Эфиопии, которые уже подвергались систематическим атакам в 2019-2020 гг. Как минимум 29 человек были убиты экстремистами в результате нападения на храм Эфиопской Церкви в регионе Оромия в центральной части страны. При нападении погиб настоятель прихода, убита 21 женщина, причем некоторые из женщин были с младенцами. Нападавшие принадлежали к боевому крылу «Фронта освобождения Оромо» (OLF).

Статья в тему:  Все про французские окна на балкон

Систематические нападения на храмы, духовенство и верующих Эфиопской Церкви начались в августе 2019 года, когда случилась серия погромов храмов и монастырей, убийств священников и верующих, в том числе во время богослужений. Погибли сотни, пострадали тысячи человек.

В 2020 году экстремистские акции продолжились и докатились до столицы страны Аддис-Абебы. Погромщики атаковали крупнейшие храмы и устроили жестокую бойню на месте строительства одной из новых церквей. Продолжались погромы и в других регионах Эфиопии.

За все это время можно говорить о нескольких тысячах погибших, десятках тысяч раненых, в т.ч. получивших тяжкие увечья и оставшихся инвалидами (еще не менее тысячи пропали без вести). Людям отрубали конечности, перебивали позвоночник, ослепляли и т.п.; убийства также отличались особой жестокостью — наиболее распространенное — побиение камнями и арматурой). Жертвами становились без различия возраста и пола, в т.ч. женщины, дети и старики.

В последнее время характерной чертой атак экстремистов стало нападение на христианские деревни на северо-востоке страны, убийство и насилие в отношении местных христиан, поджог храмов вместе с молящимися.

Русская Православная Церковь предпринимает активные усилия, направленные на защиту христиан Африки. В последние годы установлены прямые контакты с основными христианскими Церквами континента, в том числе с крупнейшими из них — Эфиопской и Коптской. Работа с ними осуществляется Русской Православной Церковью в рамках двусторонних комиссий по диалогу. Предстоятели Эфиопской и Коптской Церквей неоднократно посещали Россию.

Статья в тему:  Значение имени: Богдан. Значение имени богдан

Как правило, факты гонений остаются безнаказанными, замалчиваются СМИ и остаются почти не известными в мире. Так, одной из первостепенных форм поддержки верующих Эфиопской Церкви стало донесение информации об их положении до широкой мировой общественности.

По просьбе Эфиопской Церкви Московский Патриархат предпринял усилия по привлечению внимания мировой общественности к теме гонений на христиан в Эфиопии. Поддерживается постоянный контакт с руководством Эфиопской Церкви. Ее иерархи обращаются в ОВЦС с просьбой о содействии в оказании гуманитарной помощи. В Эфиопии сохраняется традиционно положительное отношение к нашей стране и Русской Православной Церкви. Осенью 2019 года Эфиопию посетила делегация церковных и светских СМИ из России во главе с секретарем ОВЦС по межхристианским отношениям иеромонахом Стефаном (Игумновым). В разных регионах страны делегацию встречали толпы людей, державшие в руках российские флаги и транспаранты с портретами В.В. Путина и Патриарха Кирилла.

В декабре 2019 года Святейший Патриарх Кирилл направил Патриарху Эфиопскому Абуне Матфию и Премьер-министру ФДРЭ А. Али письма с выражением обеспокоенности тревожным развитием ситуации и выражением поддержки. В письме Его Святейшества отмечалось, что события в Эфиопии стоят в одном ряду с гонениями на христианские Церкви в ряде регионов мира, где имеют место попытки использовать религиозный фактор для достижения политических целей, а параллельно ослабить и запугать традиционных христиан.

Для привлечения внимания к ситуации в Эфиопии и других странах Африки в декабре 2020 года была организована международная онлайн-конференция «О положении христиан в Африке», на которой, в частности, выступил Коптский Патриарх Тавадрос II, представители крупнейших христианских Церквей стран Экваториальной Африки.

Статья в тему:  Первый романов на престоле руси. История и этнология. Факты. События. Вымысел

В этом контексте необходимо подчеркнуть, что «воротами» в Африку является Египет, а ключевым партнером при реализации соответствующих проектов — Коптская Церковь. Это обусловлено исторической ролью и большим влиянием Коптской Церкви на всем африканском континенте.

Тесные отношения связывают Коптскую Церковь с Московским Патриархатом, особенно последние семь лет. Коптская Церковь была первой из Древних Восточных Церквей, с кем Русская Православная Церковь организовала Комиссию по диалогу (в 2016 году). Комиссия продолжает свою работу и по сей день. Патриарх Тавадрос дважды посещал Россию (в 2014 и 2017 гг.), встречался с Президентом Российской Федерации В.В. Путиным и Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом. Коптская Церковь и Московский Патриархат не раз обменивались визитами делегаций представителей средств массовой информации, синодальных отделов и монашескими делегациями.

Также Московский Патриархат организует проекты по сотрудничеству с христианами Нигерии, с целью привлечения внимания к страданиям христиан в этой стране. Отделом внешних церковных связей Московского Патриархата установлены контакты с крупнейшими церквами в Нигерии. Важным событием стал визит в Россию в 2019 году представителя одной из крупнейших христианских общин Нигерии — «Церковь Бога» — Энтони Кехинде Адебайо.

Отдел внешних церковных связей Московского Патриархата поддерживает прямые контакты с представителями африканских христиан, которые доверяют Русской Православной Церкви. Данные контакты являются уникальным ресурсом, необходимым при реализации гуманитарных проектов на африканском направлении.

Вопрос оказания гуманитарной помощи наиболее актуальный для Эфиопии и Нигерии. Со стороны христиан в других странах существует запрос на информационную поддержку со стороны России, на привлечение ею внимания мировой общественности к проблеме преследования христиан. Важным фактором поддержки является обмен визитами с африканскими церквами, особенно из тех стран, где христиане составляют меньшинство.

Статья в тему:  Как хранить вареные и сырые яйца в холодильнике — Все секреты

Танец веры. Православие в Африке. Африканская Православная Церковь

Африка условно делится на две очень разные части — ​Африка мусульманская, арабская, и вся остальная «черная» Африка. Она тоже частично мусульманская, частично языческая и в значительной степени — ​христианизированная. В основном, христиане — ​протестанты или католики. Православных меньше. На севере континента православные в основном не местные, приезжие. А в «черной» Африке уже много обращенных коренных жителей, по разным оценкам от пяти до семи миллионов африканских православных. Они обращаются к вере и воцерковляются благодаря труду греческих миссионеров. Поэтому во всем африканском православии присутствует довольно большой отпечаток именно греческой православной традиции, причем современной. Потому я бы не сказал, что там много какой-то прямо местной экзотики. Да, африканские православные танцуют: танец в африканской культуре — ​неотъемлемая часть жизни. Но танцуют они после окончания литургии. Они и песни тогда православные поют, которые сами придумывают.

В Африке пока нет монастырей, они только-только начинают зарождаться, получится ли из этого что-то в дальнейшем — ​трудно сказать.

В «черной» Африке в целом нет никаких препятствий со стороны государства для ведения миссионерской деятельности. Мне ни разу не довелось слышать об этом. В северной Африке, в мусульманской, в арабской, конечно, запрещено вести миссионерскую деятельность среди мусульман. Более того, существует проблема столкновений экстремистской части ислама с христианством. Экстремисты не относятся к православным лучше, чем к другим христианам, для них это все одно и то же, поэтому православные живут там в такой же угрозе, как и католики и протестанты. Но это беда не только Африки. Более того, экстремисты убивают не только христиан, но — ​всех не мусульман. В Таиланде, в мусульманских регионах режут головы монахам-буддистам. И индуистов убивают, теракты устраивают. Всем известно, какие проблемы у иудеев.

Статья в тему:  Аза гадание онлайн. Способы гадания на цыганских картах: расклады и толкования

Коренные жители Африки обращаются в православие, находят для себя нашу веру. Господь им помогает, Он совершает там множество чудес. Это очень важно и дорого для нас. Но мы, самая большая Православная Церковь, не принимаем никакого участия в миссии православия в Африке. Мне кажется, за это нам должно быть стыдно. Даже православные финны помогают больше, чем мы. А сколько их всего?! Греки, которых в десять раз меньше, чем нас, несут на себе миссионерский груз. Хотя у них финансовый кризис, различные проблемы и сложности. Александрийские Патриархи, когда бывали в России, приглашали Русскую Православную Церковь поучаствовать в африканской миссии. Но мы оказываемся, вне этого великого делания.

Один африканский архиерей мне даже говорил: «У нас были миссионеры из самых разных народов, только из русского не было».

У нас некоторые любят умиляться африканскому православию как некой экзотике: «Ах, православные негры, ах, они танцуют, ах, у них свои костюмы!» Но в этом, на мой взгляд, мало смысла. Нужно говорить об африканском православии с точки зрения того, как мы можем в этом поучаствовать, что мы можем сделать. А сделать что-то мы можем. Например, мы — ​Православное миссионерское общество прп. Серапиона Кожеозерского — ​начали такой проект: собираем иконы и отправляем в разные африканские страны, пытаемся переводить православные книги. Потому, что у них тотальный дефицит всего. Нехватка денег и миссионеров — ​общая миссионерская проблема. Но в случае с Африкой она особенно чувствуется.

Статья в тему:  Определение термина "определения однородные". Однородные определения

Миссия? Постройте школу или больницу

Екатерина Загуляева, религиовед, корреспондент сайта Miloserdie.ru

Миссионерская деятельность в Африке тесно связана с социальной и без нее невозможна даже на законодательном, юридическом уровне. В Африке все миссионерские проекты начинаются с того, что любая церковь или христианская община строит школу, больницу или другой социальный объект, в котором люди могут получать помощь. Это способ познакомиться, так как, получив помощь, местные жители заходят и в храм. Церковь, в которой помогают сейчас, пользуется большим доверием, чем та, которая только обещает “золотые горы” в будущем. Поэтому и у католиков, и у православных, и у других конфессий в Африке — ​свои социальные проекты.

Активность миссионерской деятельности в Африке очень сильно зависит от страны. Скажем, бывшие европейские колонии исповедуют христианство в том виде, в котором его привезли колонизаторы: французы, англичане, португальцы. Есть страны традиционно исламские и там, конечно, говорить об активной миссии христианства трудно. Африка — ​очень большая и разнообразная. Например, в Кении или Уганде Православная Церковь развивается стремительно. Не в последнюю очередь потому, что в этих странах есть православные семинарии, в которых обучаются священники из местных жителей.

С одним из таких священников мне удалось познакомиться и даже съездить в его храм. Отец Марк Мванга недавно достроил каменный храм Свв.Константина и Елены в городе Илласит на границе с Танзанией. Он единственный православный священник на 100 километров вокруг. И у него на приходе тоже активно развита социальная деятельность.

Статья в тему:  Обертывание для ног. Как убрать целлюлит на попе и бедрах

Там живет очень много бедных людей. Как правило, никто из них нигде не работает за зарплату (просто нет работы), все они занимаются сельским хозяйством: выращивают маис, бананы. Два раза в год продают урожай. Все остальное время денег у них нет, они живут запасами. Потому, скажем, получать медицинскую помощь за деньги они не могут. Даже если медицинская помощь оказывается где-то бесплатно, то они, как правило, не в силах туда доехать. Ведь для этого тоже нужны деньги. А пешком, если человек болен, далеко не пойдешь.

В Африке распространенная проблема — ​много людей ВИЧ-положительны. Совсем необязательно, что все они ведут какой-то аморальный образ жизни. Дело в том, что во многих странах Африки принято ритуальное обрезание.

С этим борется и Католическая Церковь, и Православная Церковь, и светские медики — ​все проводят просветительскую работу. Но тем не менее, в деревнях продолжают обрезать и мальчиков, и девочек. Причем, одним ножом обрезают всех — ​это может быть сто человек. И если из них болеет кто-то один — ​заражаются все. Людям с ВИЧ необходима дорогостоящая регулярная терапия, консультации врачей. Так вот, отец Марк со своей женой привозит врачей к своему храму. Народ заранее оповещают, что будут, допустим, два терапевта, педиатр, врач, который делает тесты на ВИЧ и СПИД, фармацевт, который привезет лекарства. Люди раз, второй, третий придут за медицинской помощью, потом — ​зайдут в храм. А дальше он начинает среди них проповедовать…

Статья в тему:  Делаем ремонт прихожей. Этапы ремонта прихожей Фотографии ремонта коридора

Кроме того, отец Марк с матушкой помогают детям, у которых родители умерли от СПИДа — ​это одновременно 60–80 человек детей. Я однажды ездила с отцом Марком к этим детям. То, что увидела — ​потрясает. Хижины, сделанные из мешков и картонных коробок. Бывает, что по пять-семь детей спят на голой земле. Он смотрит — ​кому одеяло купить, у кого еды нет, кому-то нужна школьная форма. Хотя школа — ​бесплатная, не все могут туда ходить: нужна школьная форма и учебники. Отец Марк проповедуют и среди язычников — ​среди племени масаи, ходит к ним в деревню, они тепло его встречают. Есть среди них и православные — ​их можно увидеть в храме на службе.

Когда я собиралась ехать в Кению, я написала об этом в фейсбуке. Мне удалось собрать деньги, на которые я закупила нательные крестики и иконы, чтобы раздать людям на месте. Народ живет очень бедно и ничего этого у них просто нет. Через социальные сети мы собрали деньги и на облачения священнику — ​там его купить очень трудно. Во-первых, и средств нет, а во‑вторых — ​никто не шьет, нужно заказывать в Греции или в других странах.

Есть в Африке свои великие святые. Не будем забывать, что монашество в IV веке зародилось именно в Африке: преподобные Антоний Великий, Павел Фивейский, александрийские святители — ​все они жили и проповедовали именно в Африке.

Или, например, преподобный Моисей Мурин. Этот праведник до того, как пришел к вере, был разбойником, для которого ничего не стоило убить человека. К сожалению, сейчас африканское монашество не развито, местные священники говорили об этом с грустью. Но все впереди. Не так давно епископом в Кении стал африканец (а раньше епископами всегда были греки), в Уганде на кафедре уже давно стоит африканец. Свой человек, конечно, внушает больше доверия местным жителям. Так что и миссия, я думаю, наберет обороты.

Статья в тему:  Сонник жена в длинной юбке и валенках. Черная юбка по соннику

«Рашен доктор» и чудо в Бенине

Илья Молев, преподаватель Школы Православного Миссионера при Синодальном Миссионерском отделе МП

Африка — ​это зона канонической ответственности Александрийского Патриархата. Ведь именно в Александрии, на севере Африки началась православная жизнь в Римской империи на этом континенте. Но только недавно, в конце XIX века Александрийский Патриархат начал заниматься коренным чернокожим населением. И успех миссии очень большой. Сейчас, по разным оценкам, в Африке до семи миллионов православных христиан из местного населения. Понятно, что распределяются они неравномерно.

Север Африки — ​это мусульманские страны. Там проповедь крайне затруднена и православные, условно говоря, живут в подполье. Они не могут открыто проповедовать свою веру. На юге Африки в основном проповедуют сербы.

Эфиопская православная церковь — ​одна из Древневосточных (дохалкидонских) церквей. На самом деле, она, конечно, не православная и у нас нет с ними ни евхаристического общения, ни диалога.

Активно развивается миссия на востоке Африки: Кения, Танзания. Митрополит Кенийский и Иринопольский Макарий, киприот — ​духовное чадо отца Софрония (Сахарова). Он в свое время поехал в Англию, учиться музыке, там исповедался отцу Софронию и услышал от него: «У Бога на тебя другие планы. Ты пойдешь учиться на теологию». Потом, по его же благословению, будущий архиерей защитил диссертацию в Оксфорде. Затем, в качестве простого монаха, поехал в Африку миссионерствовать. Как-то связался с отцом Софронием, тот говорит: «Тебе скоро предложат епископство. Ты не отказывайся». Будущий владыка Макарий удивился: «Я даже не дьякон, как могу стать епископом?». Но буквально спустя десять дней и ему позвонил Патриарх Александрийский и сказал: «Я буду предлагать вашу кандидатуру на епископство».

Статья в тему:  Идеи дизайнов маленьких балконов и много фото

В Кении о христианстве узнали с первыми путешественниками-европейцами. И когда началась колонизация, приехали католические миссионеры. Но они были на стороне колониальных властей, угнетавших местное население и потому воспринимались негативно. И так совпало, что во время бунта против колониальных властей в прошлом веке местные жители познакомились с Православной Церковью и православные архиереи, священники, стали как раз на сторону местного населения. Православные в том числе старались проповедовать на местных языках и ратовали за то, чтобы коренные люди получали обучение именно на родном языке. Многие православные пострадали тогда, оказывались в тюрьмах. Интересно, что в тюрьме оказался Джомо Кениата — ​христианин, будущий первый президент Кении. И там он познакомился отцом Артуром Гауната, будущим первым «чёрным» епископом Кении. Позднее Джомо Кениата подарил православной общине большой участок земли. Сейчас там располагается православная семинария в Найроби. Кроме того, там есть православная школа.

Сегодня местные власти дают полный карт-бланш всем религиозным организациям: «Мы даем землю, стройте на ней храмы, мечети, проповедуйте, только при условии, что вы построите или школу (по государственной программе), или больницу. Дальше — ​если есть возможность поддерживать школу, она субсидируется, если нет, то нет. На школы, в основном, жертвуют греки и американцы. Мечетей (со школой или больницей) строят меньше — ​видимо, мусульманам это не очень интересно. В Кении, кстати, почитаем, святитель Луки (Войно-Ясенецкий) (его называют «рашэн доктор», есть ему посвященный храм.

Статья в тему:  Чем дешевле покрыть крышу дома. Чем можно крыть крышу частного дома

В Кении очень жарко, много насекомых, в том числе паразитов, много болезней. Особенно много паразитов в воде: стоит только ступить в нее, они проникают через кожу и начинают путешествовать в лимфе человека. В результате человек может серьезно заболеть. Есть водоемы, куда не заходят — ​это опасно. Но когда владыка Макарий крестит людей, они безо всякой боязни входят в воду после освящения — ​такая у них сильная вера.

Африка приходит к православию сейчас очень и очень активно. Иногда — ​благодаря настоящим чудесам. Как, например, в Бенине. В этой стране ничего не знали о православии. В основном там жили язычники и совсем немного христиан-католиков и протестантов. У одного из протестантов, Оптата Беханзина, серьезно заболел сын, молитвы в молельном доме не помогли. Тогда Оптат собрал всех родственников и близких людей у себя, и они все вместе начали молиться. Случилось чудо, — ​ребенок поправился. Так организовалась маленькая община, которая официально зарегистрировалась. Спустя какое-то время Эрик во сне услышал: «Моя Церковь называется Православной». Позднее они вошли в Православную Церковь, узнав про нее. Сейчас Бенин — ​центр активности православной миссии, оттуда отсылают священников в соседние страны.

Африка — ​очень быстро христианизируется. Те теракты, которые проходят в центре Африке, в Нигерии, например, — ​это жест отчаяния мусульман. Там, где появляется христианство (не только православие), они проигрывают Африку.

Несмотря на крайне бедственное и тяжелое положение (многие местные жители не знают, что будут сегодня есть и даже пить, ведь вода — ​это дефицит), африканцы не то что не унывают, но, напротив, всегда веселы и радуются. Танцы, песни, выраженные эмоции и улыбки — ​проявление той внутренней радости, которая, оказывается, не зависит от внешнего благосостояния. Стоит немного прочитать про опасности Африки и посмотреть на африканцев, чтобы понять, как мы далеки от выполнения заповеди “всегда радуйтесь» (1Фес. 5: 16–18).

Статья в тему:  Компьютер включился но экран черный. При включении компьютера черный экран

Мы привыкли свысока относиться к африканцам, которые плохо образованы, часто не умеют читать и писать. Но удивительно, что они научены православной вере лучше многих наших соотечественников, и легко могут отвечать на сложные богословские вопросы, например: “Если Бог Всемогущ и Всеблаг, то откуда в мире зло?”

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector